Сравнение организации армии и семинарии


Очень часто сравнивают Церковь с армией, говорят о воинстве Христовом и о многих схожестях, причем интуитивно вроде все понятно, но детально о справедливости сравнений судить сложно, поэтому я попробую дать сравнение внутренней организации Церкви, в частности семинарии, как элитного подразделения, и армии на примере войсковой части.


Во главе любых объединений всегда стоит штатный лидер, в семинарии — это ректор (обычно в сане епископа), в части — это командир батальона (дивизиона, обычно по штату должность подполковника). Зачем нужен главный управленец, вроде понято, — чтоб осуществлять общий контроль над всей подвластной деятельностью. Традиционно у любого начальника есть заместитель или даже несколько, в воинской части такие люди так и называются: заместитель командира по вооружению, по тылу, по технической части, по воспитательной работе, наименование должности говорит само за себя; в семинарии названия похитрее: проректор по воспитательной работе, по научной работе, по общим вопросам. Различие в том, что направления деятельности разные, и вес значимости определенного заместителя разный, например, в армии зам по воспитательной работе не очень важен, вплоть до того, что эта должность вообще может быть сокращена, а вот зам по технической части должен быть обязательно или совмещен с другой должностью. В семинарии напротив, воспитание – приоритетнейшее направление, поэтому проректор по воспитательной работе является вторым человеком после ректора, а институт инспекции, как подчиненное подразделение вышеупомянутого проректора, с преподавательской корпорацией играют равные роли в жизни семинариста.


Следующей ступенью организации внутренней деятельности является суточное дежурство должностных лиц, начну с армии: раз в сутки, в 18:00, происходит смена суточного наряда — это лица, занимающиеся повседневной деятельностью в подразделениях и прочих объектах, например, дежурный по части, дежурный и дневальные по роте, КПП, КТП. Для сравнения хочу взять дежурного по части: его обязанностью является пропускать через себя и обрабатывать всю рутинную деятельность батальона на текущие сутки, то есть контролировать личный состав, технику, вооружение. В семинарии ситуация подозрительно похожая: каждые сутки в 16:00 заступает дежурный помощник проректора по воспитательной работе (дежурный помощник, дежпом), задачей которого также является вести корабль семинарии по волнам повседневной деятельности, то есть следить за студентами, отправлять их на послушания, организовывать учебу и досуг на текущие сутки. Так же и семинаристы несут некоторые запланированные послушания, например, каждый день в столовую заступают 4 студента с 6:00 до 21:00, вахты длятся по 12 часов, то есть 2 человека в сутки, и прочие послушания.


Так же два раза в сутки в армии проходит развод, то есть выделение людей, свободных от наряда, на какие-либо работы. В семинарии подобный процесс проходит один раз, так как первая половина дня учебная, при этом прямо во время обеда назначают на разные послушания, например, разгрузить фуру с картофелем или с капустой.


На мой взгляд, у таких разных систем подозрительно сильное сходство внутренней организации, предполагаю, что кто-то задумку явно позаимствовал, но с другой стороны это абсолютно не принципиально, главное, что системы работают. Пару слов о различиях: в армии очень много разных традиций и ритуалов, как уставных, так и неуставных, например, дембельские ритуалы посвящения, традиционные шутливые издевательства над молодым призывом, или уставной священный воинский ритуал поднятия государственного флага. В семинарии ровно наоборот, в повседневной деятельности полностью отсутствуют любые ритуальные действия. Причина, на мой взгляд, в том, что в семинарии ведется активная религиозная жизнь, центром которой является богослужение, которое есть и ритуал, и культ, и молитва, и личное богопочитание; а в армии религиозная жизнь полностью отсутствует, поэтому люди и занимаются нагрузкой обычного действия каким-то сакральным смыслом.


Очень часто сравнивают Церковь с армией, наверно, чтобы это понять, мне и нужно было послужить и с великой радостью вернуться.