Чтобы быть женой генерала, нужно выйти за лейтенанта; чтобы быть женой митрофорного протоиерея, нужно выйти за семинариста. Явление, которое можно описать, как стремление девиц православного исповедания выйти замуж за семинариста, принято называть «хочу быть матушкой» (ХБМ). Само явление нужно рассматривать с разных сторон, но само по себе оно носит характер глубоко внутрицерковный и околосеминарский, однако иногда выносится на всеобщий суд, на суд людей, наполненных разными предрассудками о церкви, например передача «профессия репортер», снятая телекомпанией НТВ в 2008 году.
Именно таким образом добавляются церковные предрассудки людям, находящимся где-то на периферии церкви, почти всё в этом фильме правда, но вывернуто каким-то таким диким образом, что оставляет неприятный осадок. В основном, конечно, явление ХБМ проявляется среди девиц, учащихся в духовных школах при семинарии и академии, а не за стенами Лавры. Так как я нахожусь в непосредственной близости к данному вопросу, то наверно могу и немного размышлять.
Начну с негативного отношения братьев-семинаристов к ХБМ. Обычно нехорошо отзываются о регентской школе певчие смешанных хоров (совмещенный женский и мужской хор), но веских доводов я ни разу не слышал, обычная антипатия к некоторым девицам, которая перерастает в предвзятое отношение. Вообще смешанных хор — это почти единственная ситуация, когда администрация семинарии сталкивает девочек и мальчиков в одном помещении, и многие ответы на вопросы по поводу девиц из регентской школы сводятся к достаточно внушительному списку бывших семинаристов, кто пел в смешанном хоре и принял позже иноческий постриг. В целом, разговоры подобного толка напоминают, мол, мы здесь такие семинаристы-молодцы, а регентши за нами «охотятся». Конечно же я понимаю, что в плане негатива к ХБМ, дым не без огня, но всё-таки некоторые семинаристы перегибают палку, хотя бы потому, что все равно на регентшах и женятся.
С другой стороны, желание девушки с регентского отделения вступить в брак с семинаристом — явление только позитивное по нескольким причинам, во-первых, искать супругу в миру за стенами Лавры самый плохой вариант, во-вторых, встречаться с девушкой из родного города крайне затруднительно, потому что семинарист бывает дома лишь неделю зимой и полтора месяца летом. По этому удобнее всего общаться с девушкой в стенах Лавры, как бы сухо и прагматично это не звучало. И самих девушек тоже надо понимать: для мужчины высшее служение — быть священнослужителем, а для слабого пола или монашество или матушка.
К тому же сами девушки знают, на что идут, ведь быть женой священника великий подвиг. А омрачить явление ХБМ может только та девица, которая вопреки даже здравому смыслу, во что бы то ни стало стремиться побыстрее выскочить замуж за любого семинариста, чтобы реализовать своё необузданное желание стать вопреки всему матушкой.
Конечно, каждый пока что не оженившийся мечтает встретить хорошего спутника жизни, но «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит».