Православие головного мозга

Очень печальное название у этой статьи, но начну сначала. На просторах рунета случайно натолкнулся на довольно интересный сайт луркоморье, где собираются сверхсаркастические статьи, в которых идет глумление над очень многими негативными явления реальной жизни и интернета, например, «быдло», «небыдло», «гламурное кисо», «геймер» и так далее. Как написано на главной странице сайта, оценка всех явлений идет «с точки зрения интеллектуального меньшинства», и многие эти статьи мне по душе, мало того, что в них много довольно интересной информации, но они еще и преизобилуют сарказмом, что дает возможность посмеяться над описываемым явлением; к тому же невольно начинаешь ощущать себя «интеллектуальным меньшинством», так как в написанной статье себя не узнаешь. Долго я читал, пока не нарвался на «православие головного мозга»…
Само название статьи уже вызывает у православного христианина что-то неприятное, чтение — возмущение, и еще долгое время — щемящее послевкусие, в котором и хочется разобраться. Самый главный вопрос — каким образом получилось так, что я, по собственному мнению, не подхожу почти под все глумление сайта, но в статье «православие головного мозга» оказываюсь на самом дне этой ямы унижения.
Начну с краткого анализа статьи. Возмущение — это всего лишь эмоция, холодный ум говорит лишь о том, что содержание пусто, полностью отсутствует хотя бы чуть-чуть адекватный исторический, догматический, сотериологический анализ. Все основано на урывочных знаниях, которые вывернуты удобным для смеха образом, и это понятно, чтобы написать что-то настоящее — нужно быть чрезвычайно компетентным в определенной области. Противоположностью как раз являются авторы данной статьи, почти полные невежды, но чтобы иметь своего читателя, нужно было обернуть в юмористическую форму. Рецепт прост: незаметно переводим ракурс от содержания на форму, все — почтенная публика рукоплещет. Кто же является целевой аудиторией? Судя по всему такие же невежды, так как компетентности разобраться в таком сложном вопросе, как религия, явно не хватит, а если хватит, то это уже не целевая аудитория.
Нечто позитивное я все же выделю: в статье высмеиваются многие проблемы жизни в православии, например, невежество самих православных и грехи отдельных представителей Церкви. И на церковных сайтах можно найти много обсуждений этих проблем, но это не есть сама Церковь, это не есть Православие.
Самые долгие мои размышления были конечно не над глупостью авторов, а над тем, почему вместо высокоинтеллектуального диспута на какой-нибудь интернет площадке или в реальном мире, происходит вырождение в сторону тупого глумления, почему вообще люди нерелигиозные вступают в религиозные споры. Наверно все дело в личном опыте, если человек вопросами веры не озадачивается, потому что нет потребности, не имеет тяги к жизни по совести, духовность его мало волнует, да еще добавить немного глупости, то какой адекватной реакции от такого человека можно ожидать на любое проявление религиозности. И ситуация-то довольно обыденная, разве мы никогда не рассуждаем о вещах нам не знакомых, разница лишь в масштабах.
Обидно, что пишут про нас необоснованную гадость, но приходится мирится, так как с пеной у рта бросаться в полемику значит провоцировать агрессора. Не буду трогать что попало, а то еще больше завоняет.

28 комментариев в записи “Православие головного мозга

  1. Наталья Савиных on 12.05.2011 at 17:46 написал:

    Вся эта ситуация лишний раз и нам напоминате, что говорить о том чего не знаешь — глупо, а высмеивать — позорно!

  2. Argon on 12.05.2011 at 17:46 написал:

    Здарова, Алексей. Тот же лурк весьма почитает остроумие Кураева. А высмеивает тех представителей православных, кои по существу возразить не могут, но при этом агрессивны и/или уничижительно относятся к «неверным» оппонентам.

  3. Рома on 13.05.2011 at 17:46 написал:

    Всё как всегда.

  4. Алексей Шишкин on 13.05.2011 at 17:46 написал:

    Игорь (Argon), я бы и сам повысмеивал православных невежд-агрессоров, если ты прав, то значит я абсолютно неправильно понял смысл статей про православие. Думаю все такие статьи антиправославные, а не против православных быдло.

  5. Илья on 13.08.2011 at 17:47 написал:

    просто не надо читать это сайт
    про каждого можно сказать плохо и там это делают

    ни кто не же ищет чистую пищу в бадье с помоями, так и вы не ищите там ничего доброго

  6. сергей on 02.10.2011 at 01:24 написал:

    Автор напоминает мне героя сказок Носова про Незнайку. Помните, когда Незнайка решил стать художником и нарисовал карикатуры на всех. Каждый ухахатывался пока не нарывался на собственный портрет. Хотя все картины в принципе правильно передавали сущность персонажей.

  7. Алексей Шишкин on 02.10.2011 at 11:17 написал:

    Сергей, я кстати с вами согласен, почему-то именно так и получилось, будто кто-то нарисовал мою (нашу) карикатуру. =) Но хочу подчеркнуть, что карикатура — это карикатура, а не портрет.

  8. Ирина on 11.10.2011 at 13:48 написал:

    Упаси вас, Господи,вообще ходить на сайт настолько словоблудливый и гнусный!!!! Ни читать! ни писать там!!!!
    Словно в отхожую яму нырнула! Алексей, отставить обижаться, да и вообще подобные статьи читать! Пойдите, лучше мусор на улице приберите, метлу у дворника попросите- и то более полезно будет и душе и телу!!!!! Иль хоть цветы полейте!

  9. Алексей Шишкин on 11.10.2011 at 16:49 написал:

    Ирина, мне нравиться ваш взгляд, мол, «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Но работа у меня такая (по крайней мере в будущем), я должен знать не только о том, как бабушки благоговеют перед батюшками, но мнения ненавидящих Церковь.

  10. Аноним on 11.10.2011 at 23:26 написал:

    Леш, это не мнение, а глумление! Хочешь в диспуте свои силы попробовать, поспорь с евангелистами, али еще какой сектанской братией! Был у меня такой опыт))) Звал один замуж (евангелист умный, чуткий и душевный) Бог дал ума, отвел! Ну не сошлись с вопросах веры))) Не представляю я семейную жизнь без иконы Богоматери.
    А так то, понятен, ты делаешь все правильно, а главное мыслишь правильно! Зло надо знать в лицо! А лица тоже бывают разные!

  11. Алексей Шишкин on 12.10.2011 at 12:21 написал:

    Мнение или глумление, думаю не так важно, просто врага надо знать в лицо. А сектантов я люблю, особенно раньше с ними спорил, а теперь, когда живу в монастыре, их не очень много.

  12. Лев on 25.03.2012 at 19:50 написал:

    Сорри, Кэп. Нужно быть сверхкомпетентным, чтобы комментировать веру некоей группы людей в нелепые сказки?.. То есть, если я Вам скажу, что у Вас в кармане живет крокодил Гена, Вам нужно будет быть сверхкомпетентным, чтобы покрутить пальцем у виска? Далее, о невежестве. Что можно сказать о группе людей в 21 веке пропагандирующих Средневековье? И не просто пропагандирующих, а стремящихся насильно навязать его свободомыслящим людям? Что они немеряные интеллектуалы? Или Вы хотите сказать, что православие чудесным образом отделено от его носителей и существует само по себе? Ах, мон шер, увольте. Что же касается такого сложного вопроса как религия, то извольте — с точки зрения психологии она не представляет из себя ничего сложного великолепно объяснима. От ритуальности поведения до травли инакомыслящих. И, под занавес: отсутствие неочевидного доказательств не требует, а вот присутствие…

  13. Алексей Шишкин on 13.04.2012 at 16:22 написал:

    Уважаемый Лев, в первую очередь я не хочу делать из этого сайта площадку для споров, но не ответить не могу. Некоторые люди всю жизнь занимаются религиоведением и им не кажется оно чем-то простым. Православные профессора богословия только чуть-чуть за всю жизнь успевают познать свою веру. А вот вы, я вижу, с точки зрения психологии в два счета всё объяснили, включая величайших мыслителей и учёных всех эпох. Ну что ж, ничесоже вопреки глаголю. Вы показали свою компетентность, рад за вас.

  14. Haud credo, sed certo scio on 19.04.2012 at 23:43 написал:

    Здравствуйте, Алексей.
    Это известная статья.
    Уже много раз комментировалась и обсуждалась.
    Всё как и полагается Лурку.
    Несмотря на цинизм, острую сатиру и другие вкусности Лурка, в статье есть пара рациональных моментов.
    Первый: Христианские первоисточники как исторический документ, действительно «сборник древнееврейских сказок».
    Второй: Как Вы думаете, почему образованным и культурным римлянам, христиане казались мягко говоря не совсем разумными существами ?
    Из за принципа «Верую ибо нелепо».
    Не буду и далее вдаваться в нюансы и упоминать хотя бы, принципы принятия «символа веры», принцип пересекается со вторым моментом.
    И что самое интересное, восточные христиане остались такими же упёртыми и сейчас.
    А на дворе, 21 век.
    Dixi.

  15. Алексей Шишкин on 26.04.2012 at 14:16 написал:

    Здравствуйте,Dixi.
    Если сатира по делу, то буду благодарен лурку, вам, кому угодно. Странным звучит такое голословное утверждение: «сборник древнееврейских сказок», опять же вопрос о компетенции. Христиане римлянам казались не совсем разумными не из-за вашего выдвинутого принципа. Причин гонения в первые века было было много и они менялись, учите церковную историю, если вам это надо и интересно, а если нет, то можете присоединиться к лурку: услышать звон, сформировать «свое» мнение и рубить с плеча своими мегааргументами, разнося в пух и прах всех православных дремучих бабулек и неофитов. С символом веры опять же вопрос компетенции. Приму за комплимент упертость восточных славян, Истина — это не наука, которые является лишь описательной моделью действительности и изменяется от степени познания, и не философия, где, что не философ, то новое мнение. Истина есть Истина.

  16. Вадим on 29.05.2012 at 06:22 написал:

    Более опасен и реален для человека диагноз «АТЕИЗМ ГОЛОВНОГО МОЗГА». Вот люди с этим диагнозом становились действительно нелюдями(история доказывает). Это ж надо творитиь такое:преследовать,пытать,ссылать,подвергать мучительной смерти и казням,разрушать храмы и т.д.,и всего лишь за одну христианскую веру и убеждения человека. Вот уж воистину «Богоборчество головного мозга».Не к этому ли призывают они и сегодня?

  17. Виктория on 12.06.2012 at 20:06 написал:

    Нарвалась на эти антиправославные статьи, и стало грустно. Я искренне не понимаю как человек совершенно НИЧЕГО не зная о СУТИ Православия может что-либо о нем говорить. Православие находится не в головном мозге, а в сердце. Непонятно, как люди могут плевать в душу другим. Не хочется огрызаться в ответ. Но надо же иметь элементарное чувство уважения к убеждениям других.
    Это все ведь пишут не равнодушные люди. Непонятно, как РПЦ могла задеть лично человека, вызвав при этом бурю откровенной злобы и насмешек. Все это пропитано сарказмом и просто тупизмом. Религия предков попирается. И предки признаются идиотами, поверившими в «еврейские сказки». Попрание предков — признак разложения общества. Грустно…
    И, почему-то, личный внутренний опыт веры ни во что не ставится. Что же у вас внутри главное? Желудок с обыденностью и бессмыслицей да вдобавок еще тупизмом или все-таки сердце с душой и нравственностью?

  18. Максим on 10.07.2012 at 15:25 написал:

    «сборник древнееврейских сказок» — перевожу на русский: несколько старинных повествований (сказаний) от евреев. Это просто насмешливый тон о совсем не смешном бытии. Так что печалиться не о чем. Мир нас никогда не поймет.
    «Как Вы думаете, почему образованным и культурным римлянам, христиане казались мягко говоря не совсем разумными существами ?» — ибо не от мира сего разум у христиан.

  19. Искандер on 24.07.2012 at 14:21 написал:

    «…Это ж надо творитиь такое:преследовать,пытать,ссылать,подвергать мучительной смерти и казням,разрушать храмы и т.д.,и…» — Вадим, а кто как не христиане, сжигали еретиков, преследовали учёных, уничтожали языческие святыни, частный случай православия — дохристианскую культуру Древней Руси. Более того, самые нетерпимые люди это именно религиозные фанатики, причём не важно какой веры. Правильно сказано, что Бог внутри нас, и ни какие храмы-религии-посредники(Гундяевы) для общения с Творцом не нужны.

  20. Искандер on 24.07.2012 at 14:34 написал:

    Кстати, Вадим, Иван IV (Грозный) Атеизмом Головного Мозга, явно не страдал, напротив был очень религиозным субъектом. Да, почитайте Розу Мира Д. Андреева, Вам будет полезно.

  21. Михаил on 26.07.2012 at 18:07 написал:

    Вадиму. Ну, батенька, история и не только это доказывает. Это Вы удобные для Вас факты из недалекой советской истории вспоминаете. А вспомните-ка, что творила святая инквизиция с именем Господа на устах? О кострах-то что-нибудь слышали? Это ведь добрые христиане тётенек-то заживо тысячами жгли. А сколько всяких «сарацин» ни за что ни про что было зверски отправлено в мир иной доблестными крестоностными рыцарями, сражавшимися «за веру святую»? А нынче что кричат фанатичные последователи одной из мировых религий, убивая неверных в терактах? «Господь велик!» — они кричат. Так что «человек верующий», отнюдь не синоним «человеку благодетельному» или «человеку сострадательному». Опасность для общества представляют не атеисты или верующие как таковые, а воинствующие атеисты и воинствующие верующие. И парадокс в том, что чем более истово верует человек в Великого Доброго и Милосердного Бога, тем он более опасен для тех, кто не разделяет его веры. Ибо последние для для него и не люди вовсе, а некие уроды моральные, а потому очищение мира от них для него — дело святое. Посему, ИМХО,диагнозы «православие головного мозга» и «атеизм головного мозга» одинаково опасны именно как диагнозы, как определения нездорового психического состояния человека, утратившего нормальную самостоятельность и критичность мышления, естественное состояние пытливого сомнения во всех навязываемых ему разными социальными институтами догмах, и тупо уверовавшего в одну из них.

  22. Виктория on 23.08.2012 at 10:17 написал:

    Михаил! Инквизиция и неверные отношения к Православной церкви не имеют. Это отдельная тема.
    По-вашему получается, что все верующие люди злыдни, не умеющие думать своей головой. Но ведь людей приходящих или заходящих в церковь достаточно… Как-то многовато получается вокруг идиотов и людей, мягко говоря, безнравственных.Странно, не правда ли?
    А вообще, я буду рада, если вы, Михаил, будете благодетельным и сострадательным.))) Ибо «блаженны милостивые…»

  23. Михаил on 16.11.2012 at 07:52 написал:

    Уважаемая Виктория! Странные выводы Вы сделали из моего поста («пост», ессно, — не в православном смысле))). Я вовсе не говорил, что «все верующие люди злыдни, не умеющие думать своей головой». Тем более, даже не намекал на то, что вижу в приходящих в церковь людях «идиотов или людей, мягко говоря, безнравственных». Хотя сама по себе Ваша реакция отчасти подтверждает мысль о некоторой неадекватности восприятия действительности людьми, живущими в плену своих убеждений (не обязательно религиозных). Они смотрят на мир через призму своих пристрастий, и во всем видят только то, что хотят видеть. Вот и Вы, будучи, во-видимому, человеком православным, захотели увидеть в моих рассуждениях оскорбление собратьев по вере, и увидели его. А нет его там. Пафос моего спитча состоял лишь в попытке показать ущербность тезиса о том, что вера в бога, воцерковленность сами по себе делают человека лучше (совестливее, добрее, сострадательнее). Ровно также я не утверждаю что все атеисты априори умнее или добрее верующих. Я предостерегаю только от крайних, фанатичных погружений как в веру (неважно в какого бога), так и в неверие, которые лишают человека способности критично мыслить и порождают нетерпимость к инакомыслящим и инакоживущим. Но при этом лично мне, субъективно, люди сильно верующие в доброго бога, представляются физически более опасными для атеистов или верующих в другого бога, чем самые безбашенные безбожники для последователей разных культов.

  24. Виктория on 07.12.2012 at 19:56 написал:

    Михаилу. Соглашусь, что оскорбления в Вашей речи и нет. Возможно, я действительно слишком субъективно оцениваю некоторые вещи. Но у вас четко прослеживается негативное отношние к верующим. И это неоспоримый факт. Я. как и Вы, против тупого фанатизма. И если я правильно понимаю, опасность для вас представляет именно сдвиг в голове на религиозной почве ( и не обязательно на религиозной), приводящий к агрессии. Но нельзя говорить, что если человек «сильно верующий» (или атеист), то он социально опасен. Все зависит от адекватности каждого человека отдельно.
    И не делают личные убеждения человека лучше (кстати об этом написано в Евангелии), никто и не утверждает обратного.

  25. Лариса on 08.03.2013 at 15:40 написал:

    Испокон веков нас истребляют за наше лучшее. Садистам, убийцам, негодникам всех мастей не хочется самим мыть себе ноги, трудиться для себя же, зарабатывать честно, жить в мире и терпении и понимать, что всем хочется жить в добре. Кому-то не нравится принцип не укради, не позавидуй, не навреди. Ещё пещерное «мам-пап-братики» — и трава не расти! На большее ума-нехва кроме стать погоняйлом. Порабощение, торговля людьми, сопутствующие тому уродства лезут править жизнью. А мы не даёмся! Обращаемся к Богу, к Заповедем, Библии _ находим ответ на наши «проблемы», отвергая их энергетические и «хитрые» козни — упираемся! Ну — языки — говорят, зная что. Все знают, что хотят. Только в жертвы попадать не надо. Вражины это, и всё. И не хватало, чтоб они нас хвалили — пока «ругают» — мы не такие же, признаются. И Слава Богу!

  26. Павел on 04.05.2013 at 18:57 написал:

    Статья о ПГМ одна из лучших на лурке и с удовольствием замечаю, что сам этот придуманнй термин ПГМ все больше распространяется. Именно ПГМ, по другому и не скажешь. Как можно приводить доводы рассудка, логики, фактов кому-то кто не может и сознательно не хочет свободно самостоятельно мыслить. Первый признак ПГМ, кстати, резкое снижение интеллекта, поэтому воздействие на ПГМнутых с точки зрения элементарной логики не возможно по определению. Православие, как антипод знанию и критическому мышлению, всегда было мощным тормозом не пути прогресса и развития в России. К счастью как религия оно, как впрочем и все Христианство, быстро стареет и лет через 50 останется лишь кучка спасающихся фанатиков.

  27. ни о чем on 02.06.2013 at 15:26 написал:

    ни о чем.

  28. Николай on 28.02.2017 at 17:16 написал:

    При чем здесь православие? В англиканской церкви те же молитвы, только на английском. Англия передовая страна с мировым образованием. И в Кембридже мощный теологический факультет. То же и в Америке. А наука там на высоком уровне.
    Не ловитесь на политическую удочку. Нашу махину (страну, общество) раскачивают снаружи и изнутри уже много десятилетий. В 90-е годы Москву (а может и другие города) заполонили различные американские «миссионеры» — мормоны и другие «отцы» и «старейшины». Не вышло ничего. Так и уехали через пару лет. Теперь пытаются другим путем и в другой форме. А кто на это поведётся? — те, на чей незрелый ум можно воздействовать псевдонаучными «аргументами» и насмешками. В этом случае недостаток образования и уважения к своей культуре — выгоден. Храмы объединяют людей, а надо наоборот — разобщить и свое в наши головы внедрить. По кучкам и уничтожить легче. Русская соборность давно у них в зубах навязла, со времен Минина и Пожарского. Есть видео, где М.Олбрайт и Кондолиза Райс открытым текстом говорят – «Сибирь слишком большая и богатая, нечестно, что это досталось одной стране. Территорию России надо урезать, а количество людей уменьшить». Каково? Чем не фашизм? Учите английский язык, чтобы смотреть без переводчика. Им выгодно, чтобы мы сами друг друга перегрызли — территория бы даром досталась, и на оружие тратиться не надо. Любая тема подойдет — религия, бедные угнетенные гомосексуалисты, Украина и т.д.
    В ход пускаются все способы, чтобы вызвать вражду между людьми, в том числе и такие сайты. На каждом сайте есть проплаченные. А высмеивание — это старый приём, большевики этим тоже занимались. Теперь про инквизицию. Инквизиция не религией прикрывалась, сжигали не атеистов. Православная церковь, кстати, таких костров никогда не устраивала, это испанское изобретение. Люди всегда, и в Европе тоже, боялись колдунов и ведьм, верили, что и скот из-за них гибнет, и урожай. Собирались на площадях смотреть костер и радовались, что спаслись от вреда очередной ведьмы. За все века этой практики во всей Европе было сожжено около 30 тысяч колдуний. Советские атеисты из НКВД в 1937-38 годах казнили без всякого религиозного прикрытия 681692 человек. Вы только сопоставьте — почти 700 тысяч за ДВА ГОДА в ОДНОЙ стране и 30 тысяч за НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ во ВСЕЙ ЕВРОПЕ! Рекомендуемая литература: С.Г. Лозинский «История инквизиции в Испании», Генри Ли «История инквизиции в средние века» в трех томах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CAPTCHA image

Навигация по записям